Деловой мир,
4 мая 1995 г.
Узбекистан: проблемы становления рынка 2403 просмотра
Формирование и развитие страхового рынка в Узбекистане непосредственно связано с политикой правительства, направленной на поэтапное реформирование экономики. Именно поэтапность перехода к рыночным отношениям ярко отражает современное состояние страхового рынка республики, а также присущие ему как отрицательные, так и положительные моменты
Во-первых, правительство Узбекистана не торопится принимать меры, касающиеся развития частного сектора страхования, не считая нескольких законов и постановлений. Судя по имеющимся данным, в страховом деле процесс демонополизации находится по сравнению с другими отраслями экономики на низком уровне. На страховом рынке по-прежнему доминирующее положение занимает система организаций Госстраха, на долю которой приходится около 80% всех страховых премий.
Если сопоставить эти данные с аналогичными показателями России, то увидим прямо противоположное: 80% страховых премий, собранных всеми страховщиками, принадлежит негосударственным компаниям. В 1994 г. сбор премий Росгосстраха и Ингосстраха составил 1505,7 млн. руб., или 20% от общего объема. Иными словами, в России активно формируется страховой рынок, создаются условия для конкуренции.
Мировая практика свидетельствует, что чем выше уровень конкуренции, тем выше качество оказываемых услуг и ниже ставки страховых тарифов. Ведь на рынке происходит процесс, связанный с куплей-продажей страховых услуг, и их цены подвержены резким колебаниям. Когда круг взаимоконкурирующих страховых компаний ограничен, естественно, условия страхования не в полной мере удовлетворяют потребности потенциальных страхователей. Вот почему в Узбекистане, учитывая интересы клиентов, необходимо ускорить развитие негосударственного сектора страхования.
Нынешний статус главного страховщика республики — Главного управления Государственного страхования при Министерстве финансов — неадекватен условиям рыночной экономики. Опыт высокоразвитых стран (а также России) показывает, что в системе рыночных отношений страховые организации выступают главным образом как субъекты хозяйствования, а не как часть финансовой системы. Почему в Узбекистане Госстрах состоит в системе Минфина? Известно, что в условиях социализма страхование — и в теоретическом, и в практическом аспектах — рассматривалось как составное звено финансов, и результаты были налицо: либо страховые фонды служили источником покрытия доходной части бюджета, либо пополняли ссудный фонд страны.
Мы полагаем, что изменить организационно-правовые формы Узгосстраха, преобразовав его хотя бы в акционерное общество, крайне важно. При этом, безусловно, следовало бы вывести его из структуры Министерства финансов. При этом 51% акций принадлежал бы государству, а остальные могут быть проданы как отечественным, так и иностранным инвесторам. Реализация такого предложения даст Узгосстраху возможность включиться в мировой страховой рынок, а также (кстати) укрепить финансовое положение.
Отсутствие необходимых законодательной базы, нормативно-методологических материалов, недостаток квалифицированных кадров, владеющих знаниями рынка, оказывают негативное воздействие на функционирование страхового рынка. До сих пор не образован орган, регулирующий страховые отношения в Узбекистане. Согласно Постановлению Верховного Совета (ныне Олий меджлис) Республики от 6 мая 1993 г. “О введении в действие Закона Республики Узбекистан “О страховании” Кабинету министров было поручено в трехмесячный срок создать орган управления, уполномоченный осуществлять государственное регулирование деятельности страховых организаций.
Здесь следует указать, что в настоящее время регистрацию страховых компаний проводит Министерство юстиции Узбекистана. В соответствии с законом “О страховании” регистрацией и выдачей лицензий должен заниматься Государственный страховой надзор, которого до сих пор не существует. Вследствие чего страховые компании, получившие свидетельство о регистрации, но не лицензии на право совершения страховых операций, осуществляют частично страховую деятельность, частично — коммерческую. Разве терпимо такое положение на пути становления страхового рынка Узбекистана?
Как отмечалось выше, организации Госстраха лидируют на страховом рынке по сбору страховых премий. Это связано, образно говоря, с приданием Госстраху законодательных привилегий, а также исторически сложившимся его положением. Привилегии состоят в том, что в Законе Республики Узбекистан “О страховании” подчеркивается: “Право на проведение обязательного страхования имеет государственная страховая организация”. На наш взгляд, в условиях рынка и страхователи имеют право на выбор страховщика, и не только Узгосстраха. Обязательное страхование может проводить любой страховщик, имеющий достаточный страховой резерв. Обратим внимание на то, что в соответствующем законодательстве ряда стран СНГ какие-либо привилегии в отношении страховщиков отсутствуют. Например, в Законе Российской Федерации “О страховании” или в Декрете Кабинета министров Украины “О страховании” страховщики, независимо от форм собственности, могут проводить и добровольное, и обязательное страхование.
Между прочим, проведенный нами анализ деятельности Узгосстраха за 1990-1994 гг. свидетельствует, что в общем объеме поступлений страховых премий свыше 80% составляют поступления от обязательного страхования. Более того: в 1994 г. объем поступлений по добровольному страхованию (по сравнению с 1990 г.) резко уменьшился. Это понятно, так как Узгосстрах не в состоянии адаптироваться к условиям рынка и поэтому недостаточно уделяет внимания заключению договоров по добровольным видам страхования среди физических и юридических лиц. Сравним: в Российской Федерации за 1994 г. по Росгосстраху соотношение между обязательным и добровольным страхованием таково: соответственно 5,3% и 94,7%.
В настоящее время на страховом рынке Узбекистана насчитывается около 20 страховых компаний, и их число растет. По имеющейся информации, эти страховые компании осуществляют те же виды страхования, что и Узгосстрах. Однако низкий уровень страховых знаний в обществе, отсутствие специальных периодических изданий создают ряд проблем при становлении страхового рынка. Очевидно, что эти проблемы не решить без создания консалтинговых, аудиторских фирм и актуарных служб.
Следует признать, что правительством Узбекистана в последнее время, несмотря на множество проблем, связанных с формированием страхового рынка, сделаны некоторые шаги по совершенствованию страхового сектора экономики. Так, одним из первых среди стран СНГ Узбекистан в конце 1993 г. ввел постановлением Кабинета министров обязательное страхование имущества сельскохозяйственных предприятий. А с 1 января 1995 г. действует обязательное страхование ответственности владельцев автомобильного транспорта на случай нанесения ущерба третьему лицу. И еще: Указом президента Республики Узбекистан от 21 января 1994 г. “О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства” была образована национальная страховая компания “Узбекинвест” с мощным уставным капиталом и страховым фондом, призванная застраховать иностранные и отечественные инвестиции в экономику республики.
Хужаер ШЕННАЕВ, аспирант Финансовой академии при правительстве Российской Федерации
Вся пресса за 4 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|